Независимый Вайнахский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Независимый Вайнахский Форум » История, традиции, язык, религия » Закят и Садака, тайная или явная благотворительность


Закят и Садака, тайная или явная благотворительность

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Прошу учесть, что я пишу свое понимание вопроса, а не истину последней инстанции. Не рекомендуется спорить основываясь или ссылаясь на мои слова.
Но то, что я не привожу аяты и хьадисы - это не значит, что мое мнение не основывается и на изучении их. Просто приведение их требует определенных условий, которые не доступны в виртуальном общении.

Для того, чтоб понять необходимость, возможность или желательность утаивания благого поступка, первым делом, надо различать  закят(5-ый столп ислама) и садака (благое дело).

Закят это обязанность мусульманина. Это долг, который должен быть уплачен, если же не уплатил вовремя, то уплачен в последствии, если умер не уплатив, то его должны уплатить наследники перед тем, как принять наследство. Закят в отличии от благих дел или милосердия, должен уплачиваться в строгих правилах, например его нельзя уплачивать своим детям или жене и даже своим работникам. Никакой речи о необходимости, возможности или желательности утаивания уплаты закята, и речи нет. Как и о утаивании шахады, намаза, поста, хаджа. Закят уплачивается явно.

Садака в отличии от Закята - это не только материальные средства, но и улыбка, и доброе слово, и полезный совет. Еще одно отличие, то что Закят платят люди после обеспечения себя определенным минимумом, а Садаку могут давать и сами нуждающиеся люди.

Средства Закята должны идти и на содержание тех, кто занимается сбором, распределением, пропагандой и агитацией уплаты. Пропаганда уплаты закята - это их обязанность.

Я это к тому, что многие оказывая помощь или перечисляя средства в Благотворительные фонды, имеют намерение уплатить Закят. Странно было бы предполагать, что мусульманин, если он обеспечен минимумом, не хочет выполнить свою прямую обязанность уплаты Закята,  и не уплатив его стремится к Садака. Желательность утаивания нельзя переносить с Садаки на Закят.

Еще важно - отличать кредит или долг от Садаки. Что бы это не было: совет, улыбка, деньги, помощь - если рассчитываешь потребовать обратно или обвинить за невозвращение, то рекомендуется факт предоставления рассказать людям, иметь свидетелей и знать самому.

Теперь непосредственно о Садаке. Отметим сразу, Садака - это хорошо, независимо от того, тайно или явно было совершено деяние. Одним словом никакой строгой установки на утаивание нет. Все просто - благое дело хорошо, тайное благое дело лучше.

Знать о своем благом поступке самому, как и знать другим о нем, бесполезно. Знать, имеется в виду сохранить в памяти, как информацию, которая пригодится в будущем. В Садаке, в отличии от долга, хоть человек которому ты дал Садаку станет трижды богаче, он тебе ничего не должен.

Но есть случаи, когда желательна именно явная Садака, или информация о ней, желательна к распространению. Одним из таких случаев считается, когда это может послужить хорошим примером. К примеру, если в обществе Садака не распространена, и нуждающимся людям не оказывается помощь в достаточной мере.

Итог. Садака ценится Аллахом независимо от тайности и явности. тайность или явность будет оцениваться по намерениям. Не стоит заблуждаться и кидаться в крайности из-за услышанной поговорки, даже если поговорка родилась на основе аята или библейского текста.

0

2

очень часто люди путают закят и садаку... Закят- обязательное, за это даже "спасибо" не полагается)... Садака же, как ты и отметил, это благое дело.. при том даже то, что сделано для своей семьи тоже считается как садака. и давать садаку надо тем кто рядом сначала. в христианстве то же самое- " помоги ближнему.." применимо именно здесь, я думаю.
насчет тайно-явно... много раз был свидетелем, как имам объявлял в мечети о пожертвованиях как тайных, так и явных.. тайных больше, и реакция людей на тайные пожертвования намного чище, в то время как явные пожертвования расцениваются людьми как показуха. Имам же, зачитав- хьаняхк пожертвовал на строительство мечети столько то рублей... Мужчина, пожелавший остаться неизвестным, пожертвовал столько то рублей, благодарил, и добавлял- жертвующим воздастся по намерениям, а для нас будет новая мечеть..
если человек жертвует для показухи, рекламы- он получит это, а если человек жертвует ради АЛлаха то и афишировать незачем.

0

3

Ты прав, тайная садака также хороший пример для других. Но тем не менее есть ситуации, где лучше явная садака.

Попробую привести пример.
Допустим я и десяток наших парней живут в общаге в Ростове). Поступила информация, что какой-то незнакомый нам земляк попал в аварию, и есть нехватка доноров и денег на лечение.

Если ситуация наблюдается такая, что наши парни прониклись этим делом, и кто как может откликаются, тогда мне конечно лучше не афишируя пойти сдать кровь, если здоров, если еще и деньги на кармане, то пойти дать денег. Проафишировав это, я только уменьшу ценность своего благого поступка.

Ну а если я наблюдаю ситуацию, что наши парни, как-то не очень прониклись, время к обеду идет, а все по кроватям валяются, то есть возможность подать хороший пример, и я иду уже явно. То есть сообщаю им, что иду сдавать кровь, не хочет ли кто-нибудь пойти тоже и т.д. В такой ситуации сделав благой поступок явно, я не уменьшаю его ценность, наоборот, мне зачтется мой благой поступок и плюс мне зачтут и за тех, кто совершил благой поступок по моему примеру.

Далее, если придя в больницу, я промеж высказывания пожеланий больному, сообщаю ему о том, что я для него кровь или деньги сдал, то понятно, что больной в моем хорошем примере в данный момент не нуждается)), и этим упоминанием я уменьшил ценность своего благого дела.

Если же я иду к знакомому в другую общагу, и зная, что они тоже пропустили мимо ушей это дело, рассказываю им, что наши парни все кто мог сходил, и что еще не поздно, и кровь все еще нужна. То такое упоминание опять же может пойти на увеличение ценности поступка, так как опять может стать примером.

Если же я рассказываю это тем, кто и сами уже все сходили помогли чем могли, или рассказываю, когда уже помогать поздно)), то это уже упоминание во вред.

0

4

согласен с тобой.. и пример хороший. в данном случае ты не столько афишируешь, сколько побуждаешь остальных на благое. но опять же важно намерение. конечно для больного нет разницы какое у тебя намерение, он получит кровь и Дала аьндале поправится.

ещё один момент.. сделал ты добро явно, без цели рекламы, с благим намерением, и людям на пользу, короче всё чётко. люди услышав про твой поступок начинают тебя благодарить, а некоторые и хвалить. кто от души, а кто и не очень.. а шайтан,как известно, начеку, и твоё сердце начинает заполнять гордыня, курал, а это вещь опасная.
вот такой отрицательный момент в совершении благого явно.

0

5

Добрые дела нужно утаивать тем, кто их делает, а это означает что не нужно этим кичится и сделав доброе дело тут же забыть об этом и быть готовым сделать новое доброе дело.
Утаить, значить забыть! А тот по отношению к которому было сделано доброе дело не должен забывать об этом, а значит и утаивать нет необходимости - наоборот, он может и должен говорить, что ему была оказана помощь добрым человеком и он благодарен Всевышнему, что мир созданный им не без добрых людей. Должен молится за тех, кто не оставил его в беде, а значит тем самым не забыл предписание Всевышнего!

0


Вы здесь » Независимый Вайнахский Форум » История, традиции, язык, религия » Закят и Садака, тайная или явная благотворительность