Независимый Вайнахский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Хьулхой – Холухаевы

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

ХУЛАХОЙ – ХОЛУХАЕВЫ, с. ХЬУЛИ

Проживают практически во всех населенных пунктах Ингушетии, а также на территории Пригородного Района. В странах Западной Европы и Северной Америке. Приблизительная численность 45 тысяч человек. Род Хьулхой насчитывает в себе 44 фамилии.
1. Холухаевы прож. в г.Назрань, с.Альтиево, с.Н.-Корт.
2. Альмурзиевы – птр. от Хулахой прож. в с.Н.Корт.
3. Хулиевы – птр. Хулахой прож. в с.Алхасты.
4. Амхадовы – птр. Хулахой прож. в г.Назрань.
5. Арджаваровы - птр. от Хулахой прож. в с.Плиево.
6. Артагановы – птр. от Хулахой прож. в некоторых селах Ингушетии.
7. Астеевы – птр. от Хулахой прож. в с.Базоркино.
8. Байсагуровы – птр. от Хулахой прож. в горных районах Ингушетии.
9. Курскиевы – птр. от Хулахой прож. в г.Назрань.
10. Дзауровы – птр. от Хулахой прож. в с.Н.-Корт, Хули.
11. Борзовы – птр. от Хулахой прож. в г.Назрань.
12. Борзиевы – птр. от Хулахой прож. в г.Малгобек.
13. Бузуркиевы – птр. от Хулахой прож. в г.Малгобек.
14. Чахкиевы – птр. от Хулахой прож. в г.Назрань, с Н.-Корт.
15. Шахкиевы – птр. от Хулахой прож. в с.Базоркино.
16. Хадзиевы – птр. от Хулахой прож. в г.Назрань, г.Малгобек, с.Каским.
17. Полиевы – птр. от Хадзиевых, прож. в с.Камбилеевка.
18. Гарсовы – птр. от Хулахой, прож. в с.Альтиево.
19. Гахкиевы – птр. от Хулахой, прож. в с.Плиево.
20. Наурузовы – птр. от Хулахой, прож. в с.Каским.
21. Келиговы – птр. от Хулахой, прож. в г.Назрань.
22. Къонахильговы – птр. от Хулахой, прож. в ауле Хули.
23. Марзиевы – птр. от Дзауровых, прож. в Пригородном р-не.
24. Мусокиевы – птр. от Хулахой, прож. в г.Назрань.
25. Мусостовы – птр. от Хулахой прож. в с.Барсуки.
26. Осмиевы – птр. от Хулахой, прож. в с.Альтиево.
27. Арсельговы – птр. от Хулахой, прож. в с.Альтиево.
28. Гебоевы – птр. от Хулахой, прож. в г.Назрань, с.Базоркино.
29. Тогильговы – птр. от Хулахой, прож. в с.Н.-Корт.
30. Тоевы – птр. от Хулахой, прож. в с. Бозоркино.
31. Укуровы – птр. от Хулахой, прож. в с.Каским.
32. Умахаевы – птр. от Хулахой, прож. в с.Н.Ачалуки.
33. Хабрильговы – птр. от Хулахой, прож. в районах Ингушетии.
34. Хосботовы - птр. от Хулахой от вдовы Халухоевых, (урожденной Бековой), прож. в с.НАчалуки.
35. Хумгоевы - птр. от Хулахой, прож. в г.Назрань.
36. Чехиевы – птр. от Хулахой, прож. в с.Базоркино.
37. Эдиевы - птр. от Хулахой, прож. в с.Плиево.
38. Эсиевы - прож. в Базоркино.
39. Илиевы - прож. в Хули,Ангушт.
40. Наурузовы - прож. в Кескем.
41. Арсельговы - прож. в Альтиево.
42. Эсмурзиевы
43. Баталовы
44. Халгуевы - птр. Чахкиевы.прож. Насыр-Корт

0

2

Лоамара юрташта юкъе йоккхагIчарех я Хьули.

ХIанз Хьули уллача йоккха хьу хиннай, эрз а болаш, хьакхарч а лелаш. Хьулхой боккхийча наха дувцар, гIалгIай СибрегIа бахийталехьа Хьуле йоккхача хений гударгаш ягIар, яхаш. «Хьу» яхача дешах хьахиннай керда хьахиннача юрта цIи «Хьули», аьнна. Хьули шиъ я – дехьареи сехьареи.

Эггара хьалха Хьуле вах хайнар Хаз ва. Хаз ше Аьгекхалара хьаваьнна хиннав. Аьгекхала чу цхьа хьаст мара бац. Из хьаст «Хаза хьаст», аьнна, оалаш ба. Цу хьаста тIехьашка ягIа Хаза гIала. Овшанаькъан йоI а йодаяь Аьгекхалера дIаваха, Хьули улла моттиг хоза а хийтта, цига вах Iохайнав Хаз.

ТIехьагIа цунна тIавенав Или. Или ше ЦIеча-Ахкара хьаваьннав. ЦIеча-Ахкара, дов а хинна, Кхерахьа дIаваха, вах хайна хиннав Или. Или, кхийна къоньгаш а болаш, из Кхерахье а цатоаш, чIоагIа хиннав. Иле каш а Кхерахьа да. Иле хьу а Кхерахьа я. Кхерахьа ший дакъа а долаш ваьхав из. Иле цон я ТIоухаре (йоачан хилча тIо ахка а ухаш лоам ба из). Цига никъ ба.

ХIанз Iарамхи-курорт йолча Зовра-гIала ягIаш хиннай. Кхийна къоньгаш а болаш хиннав Зовра, цу гIала чу готта а йолаш, кхы а хиво кхá доха а даь хиннад. Из Зовра а хьаволаваьв Хазас, вошалá дакъа а деш.

ВиълагIа Хьуле вах хайнав Борз. Из пхе хиннав. ХIанз ХIирий-мехка уллача Санибара Чахка венав. Цу хана Санибе гIалгIай бахаш хиннаб.

Кхартера хьаваьнна Кхоартой Амхьада Дудик яхаш цIихеза герза пхьар хиннав (моакхаза топаш, тепчаш еш хиннай цо). Из Кхартера Дошхьакъле вах хайнав. Цигара Хьуле хьавенав. Цун тIехьенах хьабаьннаб Амхьаданаькъан.

Цига Харс а венав, Гаркха а венав. Иштта хьавIашагIкхийттад Хьулхой тайпа.

Или гIала Хаза гIалах дIатIахетта ягIа. Или гIалах хетта ягIа Борза гIала. Амхьаднаькъан, Зовранаькъан дехьарча Хьули баьхаб.

ТIехьагIа Гаркх Гаркхе вах хайнав, Харса-къоньгаш Лаьжге бах дIабахаб.

Хьулхой тайпа ялх даькъах латт: Хазанаькъан, Илинаькъан, Зовранаькъан, Борзанаькъан, Чахканаькъан, Амхьаданаькъан.

Хьулхоех хьабаьннаб дуккха цIихеза йоазонхой, Iилманхой, эпсараш (ши инарал а ва царна юкъе), спортсменаш.

увеличить

0

3

"В июле 1830 года это племя (Хьулхой) было подчинено князем Абхазовым, который проник в этот округ с двумя колоннами со стороны Махальдона (Маьт-лоама - И.Д.), и со cтopoны истока Кумбалея (Камбелеевки - И.Д.). Но в 1831 году жители убили инспектора и всех служащих, в ответ на это главнокомандующий Отдельным Кавказским корпусом барон Розен вновь прибыл сюда в июле 1832 года и разрушил до основания их поселения. Жители же отступили в недоступные скалы Матхохского и Гайского хребтов, однако, часть из них была захвачена и отдана их врагам - тагаурцам. (осетинское племя, проживающее за левобережьем Терека И.Д.). Остальные предпочли умереть от голода, чем сдаться в плен. Женщины, видя, что им не избежать плена, бросались в бездонные пропасти, предпочитая гибель потере свободы. Эта экспедиция длилась 17 дней и была одной из самых трудных, т. к. трудности встречались на каждом шагу: ужасные дороги по краю пропасти, неприспособленные для продвижения транспорта с продуктами для тысяч солдат, многие из которых погибли…".
Автором процитированных строк является Иоганн Бларамберг

0

4

* Бурсак Хьулинский — наиб имама Шамиля.

* Тонт Укуров — один из пяти царских ингушских генералов.

* Абдуль-Азиз Халухаев — полный георгиевский кавалер.

* Алибек Хьулхо — командир полка, собранного родом во времена 1918—1920годов. Взятие Владикавказа и многие другие крупные сражения тех лет на счету полка.

* Сосланбек Чахкиев — известный религиозный деятель начала 20века.

* Хизир Хьулхо — известный абрек, избежав депортации мстил врагам до самой своей кончины в середине семидесятых. Будучи уже в преклонном возрасте был предан и попав в окружение чекистов на месте сегодняшнего «Экажевского круга» на территории кладбища дал последний бой унеся с собой несколько чекистов напоследок.

* Осман Чахкиев — Председатель ВС ЧИАССР в конце пятидесятых 20 века.

* Юсуп Чахкиев — один из первых ингушских журналистов.

* Башир Чахкиев — журналист, известный диктор ЧИАССР и первый руководитель ингушского ГТРК и Архива.

* Саид Чахкиев — Писатель, автор многочисленных произведений.

* Хаджибикар Укуров — генерал-лейтенант ВС РФ.

* Рахим Чахкиев — Олимпийский Чемпион по боксу.

0

5

Уже с 17 века Хьули играет роль политического,духовного и культурного центра горной Ингушетии.И по сегодняшний день места проживания Хьулхой усыпаны храмами и склепами.Много в Хьули храмов-святилищ: Зодцах-Ерда, Ткъамыж-Ерда и др. Имеются столпообразное святилище, штольни-карьеры, где добывались известь, сера, селитра. Серу и селитру использовали для приготовления пороха.Именно здесь разместился штаб пристава по Кавказу Константинова и миссия РПЦ. Хьулинцы были опытными мастерами-строителями, оружейниками, воинами-наездниками. Они строили не только у себя дома, но и в Чечне, Грузии, Осетии, в других местах, сообщают многие источники.Хьулхой одними из первых колонизируют и основывают селения в Тарской долине.Но в результате непринятия политики укрепляющихся русских Хьулхой вступают в фазу продолжительной и разорительной войны.В результате потеря всех сел на равнине,разорение Хьули.В 1831 году по личному распоряжению русского царя, за события годом ранее когда хьулинцами был перебит русский гарнизон и заживо сожжен Константинов вместе с попами,была снаряжена крупная карательная экспедиция,возглавил её барон Розен.Общая численность карателей была около 30.000 в их числе казаки, осетины и грузины.Горы Ингушетии ни до ни после не видели такого скопления врага.После взятия Хьули и уничтожения башен,посевов барон распорядился отдать земли соседнему обществу Салги,а в послании Царю заверил последнего ...больше они никогда не поселяться здесь
Уже через два года хьулинцы вернуться на свои земли.Многие продолжат войну уже в составе армии Имама Шамиля..наиб Бурсак и многие другие.Но надо признать и другое...Розен называет одну из причин похода и за связи с Гази-муллой,известно,что за 40 лет до прихода Устаза в горной Ингушетии уже был Ислам.Также во время этой карательной экспедиции были стерты с лица земли и многие другие ингушские аулы,это были те кто оказывал сопротивление врагам на пути их движения к Хьули.Так был уничтожен Цори,Обин и другие.
После этих походов русские окончательно потеряли контроль в горной Ингушетии,тогда была выстроена новая стратегия и горы были заперты со всех сторон военными поселениями казаков.Лояльные общества получили возможность выселиться на отведенные земли у русских крепостей оказавшись в состоянии заложников.
К концу Кавказской войны ситуация в горах была катастрофической,горцы были обессилены.В этот момент и на равнине происходят определенные изменения..это и принятия равнинными ингушами Ислама и небольшое ослабление политики русских.На этом фоне происходит замирение ингушских обществ.
Хьулхой начинают возвращение на равнину во второй половине 19 века,после многолетней войны с Империей.
За короткое время представители тейпа вошли в новую жизнь,это и генерал Тонт Укуров и другие всадники Дикой Дивизии. В 1918-1920 годах,во время решающих боёв тейпом был собран полк под началом Алибека,опытного полководца. Взятие Владикавказа,станицы Ольгинской и оборона многих ингушских селений ..всё это на счету Хьулхой.

0

6

Альмурзиев Хадажкъ Баталович - первый председатель Советской власти Абхазии.

Альмурзиев Хусен Баталович - видный политический деятель(был близко знаком с А.Микояном)

Бузуркиев Сонт-Али - член ЦИК ВКПБ от Горской автономной области

Зауров Анди-Хаджи
Чахкиев Солсабек-Хаджи
Чахкиев Обзо-Хаджи - Религиозные деятели
Чахкиев ГIудберд
Чахкиев Хьовди

Халухаев Мажит Мовсиевич - Нач.ОГПУ Инг.авт.обл.

Халухаев Джабраил - георг. кавалер, Дик. дивизия

Халухаев Али Ибрагимович - партизан-ковпаковец, командир разведки

Халухаев Усман Ибрагимович - зашитник Брестской крепости

Мургустов ГIабарти - георг.кавалер, Дик.дивиз.

Мургустов Масхьакх - георг.кавалер, Дик.дивиз., гос.деятель Инг.обком

Чахкиев Беслан - ветеран ВОВ,участник штурма Рейхстага в 1945.

0

7

Побывайте в Хьули и вы воочию убедитесь в этом. Склоны гор здесь усыпаны камнями взорванных карателями башен, силой оружия насаждавших в горном краю чуждые ему взгляды и верования.
Интересно предание об основателе села Хьули - бесстрашном Хазе. По рассказам старожилов, село Хьули было заложено им в дремучем лесу. Сам он был выходец из села Эги-Кхал, зятем рода Аушевых. Долго бродил Хаза в поисках места для жилья, обошел все окрестности Ингушетии и, наконец, остановился на том месте, где сегодня расположено село.
Здесь были хорошие пастбища для скота, пахотные земли, леса для постройки жилья, вода для скота. И самое главное - места были еще никем не заняты.
Обосновавшись на новом месте, предприимчивый горец вскоре разбогател. Тучные стада паслись на горных склонах, возводились башни, начали съезжаться родичи. Село стало расти. Но однажды беда подкралась незаметно.
В отсутствие Хаза увели его семью и стадо.
Хаза в то время был в гостях в соседнем ауле. Были времена, когда крупные фамилии враждовали между собой и разоряли друг друга. Когда Хаза возвращался домой, его встретил слуга, который сообщил ему о случившейся беде.
Разгневанный этим недобрым известием, он зарубил пастуха, сам же немедля отправился в погоню. Обогнав грабителей, он за камнями устроил засаду.
Хаза был метким стрелком и стрелами он уложил многих врагов. Но вдруг у него лопнула тетива лука. Жена-красавица - догадалась, почему он перестал стрелять, и крикнула ему:
- Ты, видно, голоден. Поищи у себя в карманах еду.
И муж, к своей великой радости, обнаружил запасную тетиву. Быстро натянув ее на лук, он перебил оставшихся врагов и с женой возвратился домой.
Интересна и другая легенда, где Тамаш-Ерда является горцу из Хьули Борцу в облике козла. От него исходит сияние - "лир". Козел, поднявшись на вершину далекой горы, объявляет горцу, что является богом Тамаш-Ерды и объясняет, где, когда, как проводить религиозные праздники и обряды в его честь.
По сообщению старожилов, здесь жили: Илиевы, , Халухаевы, Борзиевы,Чахкиевы, Хадзиевы, Дзауровы, Укуровы и многие другие позднее отпочковавшиеся фамилии.
Хьулинцы были опытными мастерами-строителями, оружейниками, воинами-наездниками. Они строили не только у себя дома, но и в Чечне, Грузии, Осетии, в других местах, сообщают многие источники.
Хьули делится на две части: Верхний и Нижний. По сообщению кандидата исторических наук Д. Чахкиева, в Верхних Хьули на сегодняшний день сохранились только основания и части стен 4-х боевых и 15-ти жилых башен с различными пристройками.
Много здесь храмов-святилищ: Зодцах-Ерда, Ткъамыж-Ерда и др. Имеются столпообразное святилище, штольни-карьеры, где добывались известь, сера, селитра. Серу и селитру использовали для приготовления пороха.
Нижний Хьули находится около 1 км. юго-западнее от Верхнего. Когда-то бывший единый замковый комплекс с боевой 5-этажной башней и 6-ю жилищными башенными пристройками полностью разрушен. По склонам до сих пор видны камни, разлетевшие во время взрыва. Правда, жители села недавно собрали часть этих камней и возвели постройку наподобие башни, но, к сожалению, невооруженным взглядом видно, что мастера были далеко не те.
В Нижнем Хьули также имеются культовые сооружения, склеповые могильники, фиксируются основания и части стен одной боевой и 6-ти жилых башен с пристройками.
Разрушение Башен

С незапамятных времен среди ингушских племен складывались свои религиозные верования: языческий период, который длился сотни лет, христианство - на короткое время, и, наконец, мусульманство навсегда.
Ислам - вера в единого Аллаха и его Пророка, во многом соответствовала вайнахским понятиям о верховном Боге - Даьла - и это способствовало быстрому укоренению мусульманской религии в Ингушетии. Но политики царского самодержавия неоднократно предпринимали попытки внедрить в самосознание ингушского народа догмы христианского учения.
Для этой цели в Горную Ингушетию неоднократно направлялись специальные миссии. Не зная местные условия жизни, не имея представления об обычаях и нравственности горцев, миссионеры попирали нормы морали и обычного права. В результате христианские миссии одна за другой терпели неудачи. Погрязшие в пьянстве и разгуле "миссионеры" считали, что им все дозволено, в горцах видели "дикарей", и за это лишились жизни. Когда после очередной ночной пьяной оргии служители "Христа" уснули крепким сном, хьулинцы обложили башню соломой и подожгли. До сих пор, говорят, вокруг этой башни не растет трава, а сабля, уроненная одним из них, когда выпрыгивали из окон, до сих пор находится у горцев.
(Непонятно только, зачем служителям церкви понадобилось с собой носить оружие?!)
Разумеется, царское правительство не могло потерпеть такое непослушание.
Генерал Розен в своем донесении военному министру Чернышеву писал: "Сего 15-20 июня остаюсь я при Хьули в ожидании присоединения вьючного парка с запасными патронами и для получения известий, куда скрылись жители Хьули, дабы по возможности отыскать их… Для истребления сей деревни посылаю команду. Жителям деревень Ляляги и Салги объявил я также, что отдаю им земли хьулинцев, коим никогда не будет дозволено поселиться в нынешнем их местопребывании…"
Ошибся генерал. Как бы он ни старался одни племена натравлять на другие, посеять между ними рознь и вражду, веками вместе жившие народы провокации не поддавались. Хьулинцы вернулись на родные земли, возродили свое родное село, и жизнь народа продолжается вопреки воли царских сатрапов.
Правда, башни Хьули обезглавлены. Высоко в горах они стоят как памятник мужеству одних и как бессилие других. Мне неоднократно приходилось бывать у стен этих мощных башен, беседовать с жителями этого села, восхищаться силой духа этого народа. Каждый раз седобородые старцы с интересом рассказывали легенды и предания этого края.

Хьули Сегодня

Хьули, по горским меркам, одно из крупных населенных пунктов Джейрахского района. Сегодня здесь проживает более 300 человек и около 50 домов. Несколько лет назад здесь были ветхие дома, абсолютное бездорожье, была проблема с водой и топливом.
За последние годы село неузнаваемо преобразилось. Вместо полуразваленных домов появились новые кирпичные дома, вместо непролазных ухабов широкой лентой протянулась асфальтовая дорога, жители обеспечены водой, пришел природный газ, что немаловажно для сохранения заповедного леса. В селе построены красивая мечеть, начальная школа, имеется фельдшерско-акушерский пункт.
Бывший высокогорный глухой аул имеет связь с внешним миром. Жители смотрят и слушают как местные, так и центральные радио и телепередачи, в селе недавно появилась и телефонная связь, имеется и автобусное сообщение с плоскостной Ингушетией.
Хьулинцы могут гордиться как своими предками, так и потомками. Отсюда вышли многие широко известные люди: ученые, литераторы, журналисты, врачи, учителя, лесоводы, инженера, военные, в том числе и генералы.

0