Независимый Вайнахский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Кокурхой

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Тейп Кокурхой-один из крупных старинных родов Ингушетии.Как гласит древнее предание,тейп Кокурхоевых был одним из шести родов-основателей Галгайской (Ингушской) нации.Патронимами Кокурхой являются:
*Акбиевы
*Алиевы
*Алисхановы
*Арапиевы
*Арапхановы
*Арчхоевы
*Бахчежи (Стамбул,Турция)
*Баулиевы
*Беслановы
*Болхоевы
*Габралиевы
*Джабралиевы
*Джайтмариевы
*Джамбулатовы
*Дзауровы
(Зауровы)
*Идиговы
*Илезовы
*Исламовы
*Калиматовы
(Келиматовы,Климатовы)
*Кукорхоевы
(Кокурхоевы,Кукурхоевы,
Кокурхаевы)
*Мажирговы
*Мархиевы
*Мальсагошвили (Ахметовский и Казбекский районы Грузии)
*Муртазовы
*Мухиевы
*Нелхоевы
(Нилхоевы)
*Орхиевы
*Орцхановы
(Арцхановы)
*Падиевы
*Тангиевы
*Тебоевы
*Тумгоевы
*Халмурзиевы
*Харсиевы
*Цискиевы(Цициевы)
*Цунтоевы
*Чабиевы
*Чариевы
*Чопановы
(Чапановы)
*Шадиевы
*Шавлиевы(Шоулиевы)
*Шовхаловы
(Шоухаловы)
*Эсмурзиевы

0

2

… Халмурзиевы из рода Кукурхоевых. Сегодня мало кто знает, что в начале 20 века родовой аул этого тейпа был сожжен, а его жители выселены в Сибирь за то, что дали приют легендарному абреку Зелемхану и его семье. Вот что значит обычай. Люди пошли в Сибирь, но остались верны долгу горца и данному слову.
- Саварбек, расскажи какой-нибудь случай, из истории вашей фамилии.
- В нашей семье из поколения в поколение передается одна история, связанная с моим прадедом. Мой прадед в царское время был предпринимателем. Тогда имя Таби-Хаджи Халмурзиева было известно далеко за пределами ингушского края. Однажды к моему прадеду приехал из Санкт-Петербурга купец. Он купил у Таби-Хаджи несколько вагонов зерна, рассчитался с ним и сразу уехал. Таби-Хаджи сел пересчитывать деньги и обнаружил, что денег больше, чем требовалось, ровно на один вагон пшеницы. Тогда он, даже не допив стакан чая, сразу поехал на станцию и отправил на имя своего компаньона еще один вагон пшеницы.
Говорят, что купца по приезде домой арестовали за растрату денег и посадили в тюрму. Он не нанимал адвокатов, никуда не жаловался, и вскоре был освобожден по прибытии дополнительного вагона с пшеницей. Когда же его спросили об этом случае, этот купец просто сказал: “Я знаю, с кем имею дело. Этот человек не возьмет чужого, и всегда поступит по справедливости. Я ему доверяю, там живут честные и порядочные люди, с ними можно иметь дело”. Для нас, потомков Таби-Хаджи, его честность и порядочность всегда остаются примером для подражания и эталонам чести ингуша.
История поучительная.
Есть еще одна не менее интересная. Моя бабушка родная сестра Японца Абадиева. Дед украл ее 16-летней девушкой. У деда до того уже было две жены, и родственники невесты не соглашались на примирение. Деду был поставлен ультиматум - 500 овец, 300 коров и 200 лошадей в виде калыма. Мой дед сказал тогда буквально следующее: “Кто ответит за мои действия, если не я?” Условие родителей бабушки были приняты. Все жители села, узнав об этом деле, решили помочь деду собрать калым, вели к нему во двор овцу, крову, или коня. В конце концов Японц, как человек чести, ограничился общими для всех размерами калыма и примирение сторон состоялось в лучших традициях ингушей. Мой родной дядя Абдул–Вагап в войну был политруком, воевал и пропал без вести. Мы искали его сослуживцев, писали в Москву в министерство обороны, но следов не нашли…
Не будь в нашем народе таких людей, мы давно бы утратили себя и свое самосознание. Такие люди как символ нации, они есть в любом тейпе, и это наша история...

0

3

О происхождении фамилии
Харсиевых Руслан Албаков-Мяршхи , 14.10.2008 06:37 В конце августа я находился в с. Ляжги и описывал восстановление жилой башни Харсиевых. Материал получился небольшой… У меня было время пообщаться с жителями гор и, в эту поездку я открыл для себя много нового и интересного… С Харсиевыми меня связывает непосредственное родство по материнской линии. Моя бабушка по матери - Дибихан, дочь кавалера двух Георгиевских Крестов, участника Русско-Японской войны - Артагана Эльджеевича Харсиева. Занимаясь своей родословной, поскольку только в 42 года, вернувшись на Родину, я открыл для себя свою настоящую фамилию и все ветви своего семейного древа – вплоть до Циккима, я теперь очень
серьезно подхожу к вопросу своего
происхождения … Прожив на чужбине с рождения - сорок лет, я пытался разобраться во многих вопросах, ответы на которые мне никто не мог дать и, только здесь, окунувшись в глубину
ингушских традиций, ритуалов и бытовых тонкостей – я познал многое… «Родословные предания отражают представление народа о своем происхождении. И, конечно, нужно знать свое прошлое. Да и история, по образному определению В. Маяковского, «Не строка из архива. История - тоже оружие». Чувство материнства и отцовства есть природное, естественное чувство, и его, это чувство, невозможно подменить. Людей, конечно, роднит не только кровь, бегущая в их жилах, но и любовь, живущая в сердце. Память ведь понятие многозначное. Не зная и не ценя своего прошлого, не храня о нем память, нельзя ценить настоящее и смотреть в будущее «Знание своих предков, - сказал однажды М. Горький, — отлично вооружает потомков». У А. Дюма — отца есть такие строки: «Шла ли речь о геральдике, Атос знал все дворянские фамилии королевства, их генеалогии, их связи, их гербы и происхождение гербов». Генеалогия не является привилегией «избранной касты». Знать свое прошлое необходимо и труженику. «Только дикость и невежество не уважать прошлого», -утверждал А. С. Пушкин. В другом месте А. С. Пушкин был еще категоричнее. Александр Сергеевич утверждал, что «Гордиться славой предков не только можно, но и должно; не уважение оной есть постыдное малодушие». Хорошо известно, какое большое внимание Пушкин уделял истории и родословной своих предков и законно гордился ею. «Уважение к минувшему, — говорил он, - вот черта, отличающая образованность от дикости». Отец, дед, прадед каждого был частью истории. Судьба наших предков связана с историей народа, с историей родной страны и, значит, можно и нужно заниматься жизнью, судьбой отдельного человека. Из истории каждого, отдельных судеб и складывается большая история Отчизны. Из поколения в поколение писать о роде своем - разве не чудесная традиция? Сохранить бесценное наследие, созданное поколениями, сберечь все это для потомков - важная, насущная задача. Вековечные времена (годы революции, Отечественная война, труд миллионов) оставили свои реликвии. Будущим потомкам они нужны, чтобы жить достойно. Имя, как и родителей, Отчизну, человек себе не выбирает. Все это достается ему в наследство. Обращаясь к страницам прошлого и настоящего родного края, видишь его судьбу, большую и нелегкую; чувствуешь, как эта судьба крепко переплелась с судьбой народа и каждого его согражданина. Чтобы знать жизнь, надо оглядываться назад, а чтобы ее творить, необходимо смотреть вперед. Не было у гордых и свободолюбивых народов святыни дороже, чем могилы предков, а их потомки должны помнить и знать их поименно». («Страницы истории ингушей», Ш.Э. Дахкильгов. Нальчик. 2005) До сих пор я был убежден, что Харсиевы ведут свое начало от предка Харса, который обосновался в с. Ляжги но, в этой поездке в горы я узнал, что до этого мой пращур жил в с. Хули и об этом есть устное предание… Мой неуемный интерес привел меня в Госархив РИ. Сотрудники архива предоставили мне материал – «Посемейный список Цоринского общества Владикавказского округа 1886 г.». Здесь, в посемейном списке я нахожу двенадцать мужчин Харсиевых, которые проживали в «Нельхъ», т.е. в с. Нилхе… У Шукри Дахкильгова в главе «Происхождение ингушских фамилий» я вычитываю - «Харсиевы
— проживающие в Барсуках - Коккурхой, так же как и проживающие в Галашках и Мужичах; и Датыхе — выходцы из аула Нилхе. Проживающие в Новом Реданте — Гувхой; базоркинские — Лошхой из аула Ляжги; кантышевские — Гувхой; из Датыха – Нилхой». («Страницы истории ингушей», Дахкильгов Ш.Э. Нальчик.
2005) Фамилия Харсиевых - небольшая, но я уверен, что все они
происходят от одного отца – Харса, а прародиной Харсиевых является с. Нилхе – как и Коккурхаевых, Калиматовых поскольку все они братья… Расселение из своих истоков – родовых земель, происходило по разным причинам. Одни, уходили от малоземелья и искали лучшую жизнь на стороне. Другие, в поисках удачи, а кто-то уходил от кровной мести но, в таком случае приходилось навсегда покидать свою Родину – «Мохк». Сто лет назад жителей с. Нилхе постигла еще и первая депортация ингушей... «7 июня 1907 года публикуется приказ наместника Кавказа Воронцова-Дашкова о введении чрезвычайного положения в крае, а 15 июня Терская область объявляется на военном положении. В том же 1907 году производятся массовые аресты участников крестьянских выступлений в Чечне и Ингушетии. Такова была политическая обстановка в нашем крае в самом начале XX столетия. Именно в эти годы набирает силу абреческое движение в горах Кавказа. В 1908 году был отстранен от должности генерал-губернатор Терской области Колюбакин и вместо него назначен генерал- лейтенант Михеев. 17 июня 1909 года издается указ наместника о введении в Терской области «состояния усиленной охраны». 7 марта 1909 года приказом Михеева по Терской области формируется временный «охотничий отряд» во главе с войсковым старейшиной Вербицким, задачей которому ставилось «возможно спешное искоренение краж, грабежей и разбоев в пределах Хасав- Юртовского, Веденского, Грозненского и Назрановского округов, совершаемых здесь в сопредельных районах отдельными порочными лицами из туземцев». Главной же задачей отряда была поимка абрека Зелимхана и его соратников. Отряд был создан из различного отребья, и командир отряда Вербицкий, выписанный из Кубани, был авантюрист по натуре, позер и трус. Отряд не столько занимался поимкой абреков, сколько убийствами и грабежами мирного населения». («Возвращение к истокам», Хамчиев
С.А. Саратов. 2000) «Многие годы ингуши укрывали Зелимхана и его семью, давали им кров и пищу, подвергая себя смертельной опасности. В 1911 году
за укрывательство Зелимхана все члены рода (тейпа) Кокурхоевых- Килиматовых, а также члены рода Нелхоевых из горных сел Кек, Нелх, Цорх (в свое время взорванных царскими карателями), Галашки, Даттых и других были отправлены в высылку в Иркутскую губернию». («Возвращение к истокам», Хамчиев С.А. Саратов. 2000) Я слышал от многих ингушей, которые в свое время отправлялись на заработки в Сибирь, что они встречали русские семьи с фамилией Харсиев, но эти люди позабыли свой родной язык и помнили только то, что их предки кавказцы… По моим поверхностным исследованиям я убедился, что башню в с. Ляжги построил не Харс, а его потомок, который отправился от родного очага в с. Нилхе – сначала в с. Хули, а затем обосновался в с. Ляжги. Это тема для
дальнейшего исследования… Уверен, что потомкам Харса, которые поселились в Армхинском и Ассиновском ущельях, пришлось покинуть Нилхе из-за малоземелья… «Всю многовековую и тяжелую историю ингушей следует рассматривать как на редкость упорную беспрерывную борьбу этого маленького народа за свое существование, за возможность выхода из гор на плодородные равнинные земли. Стремление к выходу на «плоскость» проходит красной нитью через все перипетии многотрудной жизни ингушей в горах». (Е.И. Крупнов. Средневековая Ингушетия. М., Наука, 1971, с. 203.) Мой прадед по материнской линии Артаган Харсиев, в конце XIX столетия, приложил немало усилий,
чтобы его братья и родственники спустились с гор и поселились в с. Базоркино. Сегодня этот «тейп» – один из самых уважаемых среди своих односельчан. Их отличает сплоченность, взаимовыручка, уважение ингушских и исламских традиций, но самое главное – соблюдение кодекса чести «эхь эздел»…

0